Хотела показать вам на НГ, но решила не омрачать праздник жуткими историями, поэтому интересующиеся могут прочитать сейчас.
Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в эдакого доброго старичка - Деда Мороза, который раздаёт подарки детям. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.
Ель - священное и магическое дерево у кельтов. Она вечнозелёное дерево, не поддающиеся никаким разрушительным силам. Дерево, в котором живут духи предков и боги. Сие грозное божество жило в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа. Изначально использовались человеческие жертвы, лишь затем стали использовать животных. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Рубить живое дерево было строго запрещено, разрешалось лишь срезать ветки. Магические свойства ели и сосны присутствуют в дошедшем до нас ритуале украшения ими гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью.
Как оказалось, исторически праздник этот является не таким уж радужным и весёлым, каким мы видим его нынче.
читать дальшеУ ранних кельтов обожаемая нами праздничная ёлка считалась обиталищем страшного лесного духа, требовавшего жертв - внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях деревьев. Ранее вместо мигающих разноцветных огоньков на ёлке использовали свечи. "И вот она нарядная на праздник к нам пришла"...
Добрый дедушка Мороз и его аналог Санта Клаус произошли, вероятно, от древнего и злобного кельтского божества - Великого Старца Севера - повелителя ледяного холода и пурги. Он ходил по селениям с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения которые ему недодали в течение года. Визит старца с мешком в дом не предвещал ничего хорошего, как правило после его ухода в доме оставались лишь обледеневшие трупы. Для того, чтобы оградить посёлок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую требу (жертву). В мороз они раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно её замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом Снегурочки, сопровождающий Деда Мороза.
В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это была литературная обработка народной сказки "Морозко" - вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого Северного Старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягчённом варианте писателя ленивице достаётся не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж "Морозко" народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его всё той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.
Если за день "Снегурочка" застывала - значит жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку "Морозко" на соответствие древним языческим обрядам, то всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера. Герои сказки: "типовой набор" многих русских народных сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Возможно, ранее была не мачеха, а мать. Сложно объяснить людям с современным христианским мировоззрение как мать могла отправить своё дитё на верную смерть во благо всей деревни. Старик недолго думая отвёз дочку в лес и оставил под ёлкой. Видимо ведал он, что с этим богом лучше не шутить.
По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить столь счастливое спасение. Но, интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушки, но с чего это вдруг, ведь она её не любила? Блины жарит - непременный атрибут поминок. И уж совсем странно выглядит наказ старику ехать во второй раз в лес, забирать "останки". Пусть бы себе валялись, дикие животные растащат и следов не останется. Но нужно значит так, причём обязательно.
Ответ снова следует искать у кельтов. Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если ещё жива - то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что мы и видим в сказке "Морозко", когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ несколько переделал сию сказку, придав некоторую литературность и объяснил спасение одной добротой, а гибель другой "неуважением к старшим". Но это уже спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась. Кстати, почему в роли подобного "посланника" выступает, как правило, девочка, легко объяснимо. Земельный надел по традиции отмерялся по количеству мужчин в семье, а женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, потому и жертвовали в первую очередь теми, кто для семьи представлял наименьшую ценность.